Рост цен и повышение НДС на пальмовое масло с 10% до 20% сказались на темпах его импорта в РФ. Если по итогам трех кварталов 2018 года поставки росли сразу на 16%, до 719,2 тыс. тонн, то за тот же период этого года — только на 5,3%, до 757,4 тыс. тонн. В результате, пишет издание «Коммерсантъ», продукт уступила лидерство по темпам импорта сливочному маслу, ввоз которого восстанавливается после снятия запрета на поставки из Белоруссии.
По итогам января—сентября 2019 года импорт пальмового масла в России увеличился на 5,3%, до 757,4 тыс. тонн год к году. Это втрое ниже темпов аналогичного периода 2018 года: тогда поставки росли сразу на 15,9%, до 719,2 тыс. тонн., говорится в исследовании FinExpertiza на основе данных Федеральной таможенной службы (ФТС). В прошлом году пальмовое масло занимало лидирующую позицию по динамике импорта среди основных продовольственных товаров, то в этом — замыкает первую десятку. Первое же место, согласно подсчетам FinExpertiza, по темпам импорта в категории в Россию заняло сливочное масло: за январь—сентябрь 2019 года поставки увеличились на 36,4%, до 87,2 тыс. тонн. Импорт сахара за тот же период вырос на 22,1% — до 5 тыс. тонн, сгущенного молока — на 20,9%, до 135,9 тыс. тонн.
Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев объясняет замедление темпов импорта пальмового масла стабилизацией рынка. Он напоминает, что с 1 января 2018 года вступили в силу изменения в техническом регламенте Таможенного союза, которые снизили предельное содержание трансизомерных жирных кислот в растительных маслах, используемых для переработки, с 8–20% до 2%. Не попадающие в эти нормативы масла и были заменены пальмовым, поясняет господин Мальцев. Директор «Совэкона» Андрей Сизов добавляет, что на темпах импорта мог сказаться и рост цен на растительные масла во всем мире, а также принятое в этом году в РФ решение о повышении НДС на пальмовое масло с 10% до 20%.
По мнению гендиректора Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артема Белова, резкий рост импорта сливочного масла в этом году носит восстановительный характер. С лета 2018 года в РФ действовали ограничения на поставку белорусского сливочного масла, на которое приходится 60–70% импорта, указывает он. Снятие запретов началось в конце прошлого года. Теперь импортеры восстанавливают запасы, резюмирует господин Белов.
При этом он отмечает, что небольшой прирост ввоза сливочного масла может быть связан с требованием визуально отделять продукцию с заменителями молочных жиров от молочной на полках магазинов. Вместе с началом действия системы Россельхознадзора «Меркурий» (отслеживает продукцию от производства до продажи) это вызвало рост внутреннего спроса на сырое молоко в 1 млн тонн, часть которого была компенсирована, в том числе импортным маслом, указывает Артем Белов. Как ранее отмечали в «Союзмолоке», изменения правил маркировки продукции с заменителями молочных жиров в сочетании с трендом на здоровое питание привели к снижению потребления маргаринов, спредов и сырных продуктов и к росту спроса на традиционные сыры и сливочное масло.
Михаил Мальцев ожидает, что импорт пальмового масла еще может ускориться на фоне растущего экспорта российской кондитерской продукции — основной категории, где используется этот ингредиент. По данным директора ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслава Лашманкина, экспорт кондитерских изделий из России растет четвертый год подряд: по итогам января—октября отгрузки выросли на 14,2%, до $930 млн. Заместитель председателя совета директоров «Объединенных кондитеров» (включает фабрики «Красный октябрь», «Бабаевский», «Рот-фронт» и пр.) Сергей Носенко ранее прогнозировал, что Россия в этом году может увеличить экспорт сладостей на 19%, до 621 тыс. тонн.