2014 год оказался сложным для многих российских предприятий, исключением не стал и сектор кондитерского производства. По оценке экспертов Группы Компаний «Инфорум», в текущем 2015 году ситуация в отрасли не будет критической, однако большинству производителей придется принимать серьезные решения.
На сегодняшний день рынок кондитерской продукции России представляет собой нечто среднее между тем, что можно наблюдать в странах Европы и Азии. Среди отечественного потребителя практически одинаковую популярность имеют как шоколад и шоколадные изделия, что приближает вкусы российских покупателей к европейским, так и мучная кондитерская продукция, что сближает предпочтения россиян с жителями азиатских стран. Исходя из этого ведущие игроки кондитерского рынка и выстраивали структуру своего производства.
Разлад в стройную производственную политику кондитеров внесли негативные процессы, вызванные спадом в мировой экономике и внутренними проблемами нашей страны. Существенное влияние на сектор оказало резкое падение курса рубля.
По оценке генерального директора ООО «Инфорум Какао» Малахова А.Ю., в результате девальвации рубля значительно подорожали импортные ингредиенты, в частности, какао-продукты и орехи. Также увеличились внутренние цены на сахар, что в совокупности привело к подорожанию премиальных видов кондитерской продукции, таких как шоколад, конфеты ассорти, пралиновые конфеты.
Покупательский спрос тоже не остался в стороне и отреагировал на изменение стоимости популярных продуктов кондитерского производства. Так, директор по маркетингу ООО «Инфорум» Головушкина А.А. отмечает, что из-за повышения себестоимости производства сахаристых кондитерских изделий спрос на них сократился в среднем на 30-50%. При этом наблюдается увеличение интереса покупателей к более дешевому сегменту мучных кондитерских изделий — их продажи увеличились в среднем на 15-30%.
Вместе с девальвацией рубля влияние на рынок оказывает и снижение суверенного кредитного рейтинга России. По мнению директора по продажам ООО «Инфорум Какао» Иконникова С.Е., многие импортеры для снижения риска неплатежей отказываются поставлять свое сырье или замораживают текущие контракты с российскими производителями. А снижение конкуренции всегда приводит к резкому скачку цен.
Приведенные факты говорят о том, что в течение 2015 года будет существенно пересмотрена как структура кондитерского производства, так и группы выпускаемых товаров. Приоритетными в данной области станут более дешевые изделия, изготовленные из качественного, но менее дорогого сырья.
Учитывая мировые тенденции кондитерского бизнеса, эксперты Группы компаний «Инфорум» сходятся во мнении, что российские производители достаточно сильны и креативны, чтобы пережить кризис и сохранить свою прибыль. Как считает Иконников С.Е., сегодня пришло время для того, чтобы сделать работу более аккуратной и выверенной. «Промахи в планировании, технологические огрехи в данных условиях будут стоить намного дороже», — считает эксперт.
К этому мнению присоединяется и директор по маркетингу ГК «Инфорум» Головушкина А.А.: «Кризис всегда имеет «две стороны одной медали». Он позволяет мобилизовать все ресурсы компании и найти антикризисные пути решения. Кризис – это возможность отойти от шаблонов и мыслить шире».
Генеральный директор «Инфорум Какао» подтверждает эти слова и отмечает, что в сложившейся ситуации компания готова предложить покупателям схожий по качеству товар за меньшие деньги. Это означает увеличение выпуска более дешевых лауриновых глазурей, увеличение доли шоколадной глазури в эквиваленте какао-масла, предложение клиентам какао-порошков и жиров для выпуска более дешевых конфет, вафель, печенья. Также запланировано усиление технологической поддержки клиентов и быстрое внедрение некоторых идей по улучшению выпуска и удешевлению продукции на производстве.
Вместе с разработкой новых видов продукции и расширением ассортиментных позиций, отвечающих требованиям текущей рыночной ситуации, ООО «Инфорум» планирует развивать общероссийскую стратегию импортозамещения. Работа по этому направлению уже ведется и дает первые плоды.
Дополнительно к этому совершенствуется сама схема взаимодействия с клиентами. В условиях сложной экономической ситуации специалисты ГК «Инфорум» уделяют максимальное внимание консультированию заказчиков. По словам Головушкиной А.А., специалисты компании «помогают клиентам замещать более дорогие ингредиенты на бюджетные, готовы разрабатывать новые рецептуры, чтобы быть конкурентными на рынке в кризисный период».
В результате четкого понимания стратегии развития, желания не просто сохранить, но и усилить свои позиции, Группа компаний «Инфорум» в 2015-2016 гг. рассчитывает существенно расширить свое присутствие. Как уверяет директор по продажам «Инфорум» Иконников С.Е., у компании «есть возможности, силы и уверенность для решения любых задач кондитерского рынка».