Новости рынка

Россия/ТC/ВТО: Вопросы технического регулирования

В комплексе задач защиты продовольственного рынка Российской Федерации и других стран Таможенного союза вопросы технического регулирования наряду с реализацией специальных, антидемпинговых и компенсационных мер играют важную роль, поскольку поступающие через границу сырьё и пищевая продукция должны удовлетворять требованиям санитарного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

С первого июля 2013 года вступил в силу блок Технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) по безопасности пищевой продукции, включающий 7 регламентов. В том числе 3 «горизонтальные», т.е. общие для всех отраслей, связанных с производством продуктов питания, их хранением, транспортированием и т.д., вплоть до терминологии и порядка подтверждения безопасности. Помимо этого в 2013-2014 г.г. будут утверждены и введены в действие ещё 7 регламентов по безопасности пищевой продукции. Сейчас они проходят процедуру внутригосударственных согласований. Таким образом, основной объем и номенклатура обращаемой пищевой продукции подпадут под требования Технических регламентов. Введение в действие технических регламентов это серьезный поворот в сторону повышения безопасности пищевой продукции, обращаемой на едином экономическом пространстве ТС, своеобразный щит поступлению на рынки фальсифицированной продукции из третьих стран.

По решению Евразийской Комиссии для семи введённых регламентов отведён переходный период до 15 февраля 2015 года. То есть, в этот период остаются действительными документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям, установленным законодательством государств-участниц Таможенного союза и выданным до дня вступления регламентов в силу. Эти документы действуют до окончания установленного срока, но не позднее 15 февраля 2015 года.. Такая продукция должна иметь маркировку (знак) в соответствии с законодательством государства-члена ТС или с решением Комиссии ТС № 386 от 20.09.2010 г. Продукция, являющаяся объектом регулирования регламентов и выпущенная в обращение после вступления регламентов в силу, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке ТС.

Технические регламенты располагают доказательной базой как неотъемлемой частью регламента. Это перечни стандартов на продукцию и на методы отбора проб, идентификацию и определение содержания нормируемых веществ в пищевых продуктах.

Анализ стандартов, содержащихся в перечнях, показал не полную обеспеченность регламентов как национальными стандартами Республик ТС, так и межгосударственными стандартами. В этом отношении необходима постоянная актуализация перечней, а следовательно, и разработка новых стандартов. Особенно актуальны стандарты методического характера. В настоящее время в технических комитетах по стандартизации проводится не только разработка новых стандартов, но и работа по пересмотру и переоформлению национальных стандартов в межгосударственные. На территории Российской Федерации сосредоточен огромный потенциал специалистов в области стандартизации, безопасного применения и производства пищевых микроингредиентов. А следовательно, необходимо продолжить работу, начатую несколько лет назад, по совершенствованию и расширению деятельности ТК 154 «Пищевые добавки и ароматизаторы» и реорганизации его в ТК «Добавки пищевые, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства». Такое решение кажется особенно логичным, после введения в действие ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» в котором объединены эти группы продукции. Своевременным также можно считать этот вопрос в связи с укреплением роли стандартизации и разработкой проекта Федерального закона РФ «О стандартизации». Надеемся, что со стороны Росстандарта Техническому комитету в этой работе будет оказана серьёзная поддержка.

В условиях действия регламентов на едином экономическом пространстве Таможенного Союза необходимо единство измерений показателей продукции при оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР и при контроле продукции. В этом отношении должна быть обеспеченность методик измерений набором эталонов и государственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Вместе с тем, в государственном реестре такого типа стандартных образцов (СО) практически не имеется. Необходима их разработка и отечественное производство. Прежде всего нужны СО состава нормируемых пищевых добавок и опасных веществ, которые могут содержаться в пищевых продуктах. Анализ методической доказательной базы технических регламентов показал, что в целом есть потребность в более тысячи наименований СО состава веществ и материалов, чтобы обеспечить пищевую отрасль Для реализации этого необходима Межведомственная целевая Программа, в выполнении которой приняли бы участие не только научные организации, но и предприятия – производители СО.

Сейчас оценка (подтверждение) соответствия наиболее проблемных объектов – пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств проводится в форме обязательной государственной регистрации с предоставлением целого ряда доказательных документов. Это достаточно трудоёмкая, дорогостоящая и длительная процедура. Бизнес-сообществом приложены немалые усилия, чтобы в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» предусматривалась процедура оценки /подтверждения/ соответствия — в форме декларирования. Промышленность беспокоит отсутствие в документах Таможенного союза переходного периода для переоформления документов со Свидетельств о государственной регистрации на Декларации на выше названные группы продукции. Надеемся, что этот вопрос будет решен в течение ближайшего времени. СППИ уже обратился в Коллегию Евразийской экономической комиссии с просьбой об определении достаточного переходного периода для переоформления документов. Имеются попытки перевода пищевых добавок, ароматизаторов и ТВС в состав специализированной продукции и соответственно, сохранения государственной регистрации ингредиентов. Такая позиция, в частности объясняет, почему до настоящего времени российской стороной не разработан и не представлен на утверждение в Комиссию Таможенного союза проект изменений в процедуры переоформления документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства-члена ТС (п.4.2.4. Решения Комиссии Таможенного союза № 880 от 9 декабря 2011г. «О принятии технического регламента «О безопасности пищевой продукции»). Ряд специалистов считают, что можно добиться определенного компромисса, если разделить продукцию, подпадающую под регулирование ТР ТС 029/2012 на нормируемую в составе пищевых продуктов, и не нормируемую, используемую «согласно ТД» (технической документации). В этом случае оценку соответствия не нормируемой продукции можно было бы выполнять в форме декларирования, что существенно упростило бы работу и уполномоченных органов и усилия производителей.

Неоднозначные толкования вызывают статьи ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и ТРТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» относительно маркировки и указаний на этикетках пищевой продукции, имеющей в составе пищевые добавки, ароматизаторы и другие ингредиенты.

Скрытое противоречие заключается в том, что как ароматизаторы, так и ферментные препараты являются одновременно и пищевыми продуктами ( смотри раздел «Определения» ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции») , и ингредиентами. Соответственно нет однозначного понимания в вопросе маркировки, касающейся состава ароматизаторов и видов активности и видов микроорганизмов-продуцентов ферментных препаратов. Безусловно статью 9 регламента ТРТС № 029/2012 необходимо доработать.

Вхождение России в ВТО потребует, как это принято в странах Европейского Союза, США и других государствах, решения проблемы прослеживаемости безопасности сырья и продукции от поля, фермы до прилавка и потребителя. Уже сегодня в Технический регламент на пищевую продукцию внесено требование по которому изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры основанные на принципах ХАССП для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе её производства. В дальнейшем, повсеместное внедрение проверенной и надежной системы ХАССП и стандартов ИСО на предприятиях агропромышленного комплекса будут только совершенствоваться. Практика показывает, что широкое внедрение стандартов ИСО на кондитерских предприятиях, на предприятиях безалкогольной, пивоваренной и масложировой промышленности, как правило, приводит к выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Другой важный вопрос — это повышение степени гармонизации межгосударственных стандартов с зарубежными нормами. Сейчас по пищевой отрасли по данным Росстандарта степень гармонизации составляет лишь 32% и здесь есть над чем поработать техническим комитетам.

Существует необходимость в ужесточении некоторых требований Технических регламентов. Особенно это важно для отечественной масложировой отрасли (показатели перекисного числа, содержание жирных кислот и трансизомеров, соотношений насыщенных и ненасыщенных жирных кислот в составе масел). Наблюдается процесс на расширение информированности населения о качестве, потребительских свойствах, составе, возможных негативных последствиях потребления тех или иных продуктов, что неизбежно повлечет за собой уточнения в ТР ТС «Пищевая продукция в части её маркировки». К сожалению, на данном пространстве, под знаком «защиты потребителей» часто возникают различного рода спекуляции, последствия которых тяжело отражаются на имидже отдельных товаров или даже целой промышленности. В пример можно привести обсуждаемые в настоящее время поправки В ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в части дополнительных требований к маркировке продукции, содержащей глутамат натрия.

Первый опыт после вступления России в ВТО показал, что необходим ветеринарный контроль и сертификация некоторых видов переработанной сельскохозяйственной продукции животного происхождения (тушки птицы, фаршевые мясные и рыбные изделия и другие), поступающих на рынок ТС из третьих стран. То есть, остаются риски по отношению к той продукции животного происхождения, которая не подвергалась термической обработке. Если не принять соответствующих мер, то возникнут «коридоры» для поступления в страны ТС опасной продукции.

Введение в действие Технических регламентов ТС и вступление России в ВТО требует детализации и актуализации Классификаторов продукции и услуг ОК-005-93, ТНВЭД и других и гармонизации их с международными классификаторами. Особенно это актуально для новых видов пищевой продукции и пищевых ингредиентов. Проводимая до настоящего времени в данной области работа носила, то поверхностный, то стихийный характер, а разработанные Союзом производителей пищевых ингредиентов предложения так и не были приняты в полном объеме. К сожалению, пока введение регламентов в действие не ускорило работы по классификации.

Особое внимание необходимо уделить состоянию сертификации и контроля безопасности продукции на едином экономическом пространстве ТС. Имеет место крайне недостаточное количество и неадекватность аккредитованных лабораторий и центров испытаний, способных в полной мере выполнять возложенные на них обязанности. Разная оснащённость лабораторий и нехватка квалифицированных специалистов в них в ряде случаев способствует поступлению на рынок ТС продукции низкого качества. Вопрос создания работоспособной системы аккредитации каждой из сторон Таможенного союза решается самостоятельно. Около двух лет назад в России создана Федеральная служба по аккредитации, которая довольно активно взялась за дело, но объем работ настолько велик, что займет немало времени. Учитывая взаимное признание результатов исследований на территории Таможенного союза эти вопросы также должны находиться под постоянным контролем Евразийской Комиссии.

Кулёв Д.Х. –докт. техн. наук, профессор АЭН, зам.директора ГНУ ВНИИПАКК;
Коткова Т.В. –Зам. директора СППИ

Популярное

To Top