Новости рынка

Спиртосодержащие ингредиенты в России

Спиртосодержащие ингредиенты – быть или не быть производству натуральных пищевых ароматизаторов, экстрактов, фруктовых наполнителей в России!

С 1 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями с 1 июня 2015 года пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5% относится к спиртосодержащей пищевой продукции, тем самым снижается порог уровня содержания этилового спирта в продуктах, подлежащих государственному регулированию производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с 1,5% до 0,5%.

Сегодня уже нет сомнений, что производство основных групп современных продуктов питания, как традиционных, так и функциональных (обогащенных) продуктов, продуктов детского и диетического питания невозможно без применения микроингредиентов: пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, физиологически функциональных ингредиентов.

Тенденция здорового образа жизни, использование в рационе функциональных продуктов питания на сегодняшний день является одной из актуальнейших. Повышение спроса на натуральные и органические продукты питания связано с все большей заботой людей о своем здоровье, в следствии чего, растут потребности пищевой отрасли в натуральных ингредиентах.

Это ставит перед производителями пищевых продуктов определенные задачи, связанные с подбором нового сырья и ингредиентов, обладающих физиологической пользой, и, конечно же, натуральных. Не исключением в этом списке являются и ароматизаторы/экстракты/фруктовые наполнители. «Собрать» или получить натуральный ароматизатор (за редким исключением эфирных масел цитрусовых) можно только при условии использования в качестве растворителя/носителя этилового спирта.

Этанол является натуральным растворителем/носителем для многих биологически активных веществ, в т.ч. и вкусоароматических, а зачастую и единственным. Именно применение этанола в производстве спиртосодержащих ингредиентов позволяет сохранить их нативность (натуральность) и обеспечить стабильность в технологическом потоке.

Применение этанола несколько ограничивает возможную область применения ароматизаторов, что обусловлено его высокой летучестью, однако с точки зрения «чистой этикетки» его использование предпочтительнее, чем использование других растворителей/носителей, таких как пропиленгликоль, диацетин и триацетин, бензиловый спирт. Использование этих «не этанольных» растворителей/носителей позволяет работать с пищевыми продуктами, которые производятся с использованием высоких температур, однако их присутствие накладывает ограничения как на целевые возрастные группы использования, так и возможные варианты типов пищевой продукции и дозировки ароматизатора в конечной продукции.

Норма добавления таких ароматизаторов составляет всего 0,7 — 1% к массе готового продукта, и в чистом виде они не годятся к употреблению, поскольку являются высококонцентрированными и предназначены исключительно для целей В2В. Не трудно пересчитать (учитывая макс. содержание спирта в сырье и дозировку пищевой добавки), что остаточное содержание спирта в конечном продукте будет значительно ниже 0,5% (если учитывать производственные термопроцессы – следовые количества). Эти цифры сопоставимы с содержанием спирта в детских кисломолочных продуктах, детских квасах, которые выпускаются под известными брендами.

Указанные фруктовые наполнители закупаются российскими производителями пищевой продукции в основном на российском рынке, а также могут ввозиться из-за рубежа.

Так, в производстве соковой продукции используются натуральные ароматообразующие вещества и концентрированные натуральные ароматообразующие вещества, которые получают в процессе производства концентрированного сока в виде жидкого дистиллята, при этом происходит концентрирование летучих веществ фруктов и овощей, в том числе спиртов. Содержание этилового спирта в готовой соковой продукции с добавлением концентрированных натуральных ароматообразующих веществ не превышает 0,2 %.

В готовом составном молочном или молокосодержащем продукте, изготовленном с применением фруктовых наполнителей, содержание этилового спирта составляет значительно меньше 0,5%, а сами кисломолочные продукты исключены из продуктов, подлежащих государственному регулированию оборота алкогольной продукции, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 656 «Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции».

Однако операции, в соответствии с ФЗ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (статья 2), производимые предприятиями, связанные с закупкой (в т.ч. за рубежом), хранением, перевозками натуральных ароматизаторов, ароматообразующих веществ, пищевых ингредиентов, изготовленные на спиртовой основе (носитель/растворитель – этиловый спирт), а также экстракты из растительного сырья и фруктовых наполнителей, согласно ст. 2 п. 16 ФЗ РФ №171-ФЗ, попадают под понятие «оборот» этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и является лицензируемым видом деятельности, а сами упомянутые ингредиенты отнесены к спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 2 п. 4 ФЗ РФ №171-ФЗ).

Эксперты отрасли ингредиентов и пищевого бизнес-сообщества считают, что необходимость лицензирования оборота спиртосодержащих ингредиентов тормозит развитие пищевой отрасли в целом, не позволяя вывести на рынок российские инновационные продукты, увеличивая себестоимость, как ингредиентов, так и конечных продуктов, и делает данное направление отрасли импортозависимым, т.к. у российских производителей нет возможности развивать направление производства спиртосодержащих ингредиентов.

Использование же других вариантов растворителей/носителей повышает нагрузку этими веществами на организм человека, что вносит дополнительные риски в обеспечение здоровья нынешнего и будущих поколений.

Также не стоит забывать, что в странах ЕС, гармонизация с требованиями которых является главным постулатом Реформы технического регулирования РФ, и странах ВТО оборот спиртосодержащих ингредиентов не является лицензируемым видом деятельности.

Еще одно немало важное обстоятельство: все спиртосодержащие ингредиенты поставляются от производителя конечному потребителю (производителю готовой продукции) в опломбированной упаковке крупного объема, без промежуточного розлива в потребительскую тару, т.е. непосредственно предназначено для сектора В2В, и по определению не может попасть в руки простому обывателю! Кроме того, следует отметить, что выбранная дозировка ароматизатора (практически его разбавление в 100 – 150 раз) дает возможность получить «органолептически приемлимый» аромат. Использование ароматизатора в меньших разбавлениях практически невозможно с точки зрения органолептики.

Применение спиртосодержащих ингредиентов в продуктах питания направлено исключительно на улучшение качества продукции (и далеко не только алкогольной), производимой в России. Все спиртосодержащие ингредиенты проходят обязательную экспертизу безопасности.

Тем не менее, вступающее в силу законодательство неумолимо — операции, производимые компаниями, связанные с закупкой (в т.ч. за рубежом), хранением, перевозкой упомянутых ароматизаторов пищевых, экстрактов, ароматообразующих веществ и фруктовых наполнителей, согласно ст.2 п.16 ФЗ РФ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», попадают под понятие «оборот» этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и налагают на производителей и поставщиков ароматизаторов пищевых, экстрактов, ароматообразующих веществ требования к лицензированию (ст.18, пп 1-2); декларированию объема производства, оборота и (или) использования спиртосодержащей продукции (ст.14, п.1); оформлению сопроводительных документов (ст.10.2, пп 1-3); дополнительному оснащению оборудования (ст.8 п.2).

В этой связи актуальным является срочное внесение изменений в «Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 656), включив в него фруктово-ягодные наполнители, ароматизаторы пищевые, натуральные ароматообразующие вещества и концентрированные натуральные ароматообразующие вещества, экстракты плодовые и ягодные.

Также нуждается в срочном регулировании вопрос отмены Лицензий на осуществление закупки, хранения и поставки спиртосодержащих пищевых ингредиентов (натуральных пищевых ароматизаторов и экстрактов) с учетом их назначения и функциональности, т.к. не решение данного вопроса в свою очередь приведет не только к удорожанию упомянутых ингредиентов и/или прекращению их массового производства на территории РФ, но поставит российских производителей в заранее невыгодное положение, т.к. оборот спиртосодержащих ингредиентов не является лицензируемым видом деятельности ни в одной из этих стран участниц ВТО, и сделает реализацию Стратегии Импортозамещения в данном секторе практически невозможной!

Семенова П.А., к.т.н. исполнительный директор Союза производителей пищевых ингредиентов
Бессонов В.В., д.б.н., руководитель лаборатории химии пищевых продуктов ФГБНУ «НИИ питания»

Документы по теме:
— Федеральный закон N 490-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД 23 декабря 2014 года, Одобрен СФ 25 декабря 2014 года).

Примечание: Статья 1 вступает в силу с 1 июня 2015 года.

— Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)(действующая редакция от 06.04.2015).

Популярное

To Top